Двигатель Honda D16

Производство двигателей серии D для Honda началось еще в 1984 году. Первый 1,5-литровый двигатель D15 устанавливался на Honda CRX, как в США, так и в Европе.

Рядный четырехцилиндровый двигатель D-серии со временем был использован в нескольких популярных моделях Honda, помимо CRX, таких как Civic, Stream, Logo и, конечно же, Integra.

Всего через два года после старта производства линейки двигателей D, Honda представила агрегат с увеличенным рабочим объемом — 1,6-литровый D16.

На основе алюминиевого блока двигателя D15, компания увеличила высоту блока D16 до 212 мм (на 4,5 мм), а ход коленчатого вала составил 90 мм, шатуны — 137 мм, а поршни — 75 мм.

Несмотря на одинаковый диаметр цилиндра, увеличение хода поршня позволило Honda достичь желаемого объема в 1,6 литра.

Из-за высокой доступности двигателей серии D, особенно D16, они стали популярным выбором как для тюнинга, так и для тех, кто ищет долговечную и надежную силовую установку. Благодаря массовому производству, подержанные двигатели Honda D16 широко распространены в Северной Америке и доступны по невероятно низким ценам, что делает их отличной базой для модернизации.

Кроме того, двигатели D16 отличаются легкостью, а многие из них оснащены знаменитой технологией VTEC от Honda, что делает их особенно привлекательными. Кто не любит, когда «включается VTEC»?

Еще одним важным преимуществом является большой выбор запчастей, что также делает D16 популярным среди тюнеров Honda.

За более чем 20 лет производства, с 1986 по 2007 год, было выпущено множество модификаций двигателя D16. Все они имеют 16 клапанов, однако среди них встречаются варианты с SOHC и DOHC.

Кроме того, следует учитывать различия между версиями с системой VTEC и без нее, чтобы максимально эффективно использовать свои вложения.

В этом руководстве мы рассмотрим различия между многочисленными версиями двигателя D16, а также поделимся информацией о возможностях его тюнинга и распространенных проблемах.


Поколения двигателей Honda D16 и технические характеристики

Двигатель D16 прошел множество изменений за свою долгую историю, и в этом разделе мы подробно рассмотрим каждую из модификаций.

Несмотря на то, что D16 был крайне популярен среди тюнеров, его более ранние версии не пользовались таким же большим спросом. Наибольшее внимание привлекли версии D16Y8 и D16Z6, которые появились в 1990-х годах и были оснащены системой SOHC VTEC.

Многие поклонники Honda утверждают, что D16 не мог сравниться с более мощным B16. При разработке D16 приоритетом для Honda были экономические выгоды, в то время как B16 изначально был ориентирован на производительность.

На протяжении своей двадцатилетней истории степень сжатия D16 варьировалась от 9,1:1 до 12,5:1 при рабочем объеме 1590 см³.

Блок цилиндров и головка блока цилиндров D16 изготовлены из литого алюминия, а сам двигатель имеет рядное расположение четырех цилиндров и доступные варианты SOHC, DOHC, VTEC и без VTEC.

Изначально мощность D16 составляла 103 л.с., но позже Honda модернизировала его, увеличив мощность до 130 л.с., а крутящий момент — от 99 до 116 фунт-футов.

Рассмотрим основные версии двигателя D16:

D16A1
1986-1989 — Acura Integra (США)
D16A1 был первым двигателем из серии D, выпущенным в 1986 году. Он был оснащен головкой блока цилиндров DOHC и развивал 113 л.с. при 6250 об/мин. В 1988 году двигатель был модернизирован, улучшив степень сжатия до 9,5:1 и увеличив мощность до 118 л.с.

D16A3
1986-1989 — Honda Integra (Австралия)
D16A3 был аналогичен D16A1, но предназначался для австралийского рынка.

D16A6 (D16Z2)
1988-1991 — Honda Civic Si, CRX Si
1990-1991 — Honda Civic EX
Двигатель A6 был популярной версией с системой SOHC, развивая мощность 105 л.с. в 1988 году, а более поздние модели — 108 л.с.

D16Z6
1992-1995 — Honda Civic Si, Honda CRX
D16Z6 был одной из самых популярных версий с системой SOHC VTEC. Его мощность составляла 125 л.с. при 6600 об/мин, а крутящий момент — 106 фунт-футов при 5200 об/мин.

D16Y8
1996-2000 — Honda Civic EX, Honda CRX
Система SOHC VTEC и степень сжатия 9,6:1 обеспечивали 127 л.с. и крутящий момент 107 фунт-футов при 5500 об/мин.

D16Y9
1996-2000 — Honda Ballade/Civic (Южная Африка, Венесуэла)
Версия Y9 — это тот же D16Y4 без VTEC, но с измененным распределительным валом, что обеспечивало дополнительные улучшения.


Тюнинг и модернизация Honda D16

Honda D16 красная крышка клапана

Хотя многие энтузиасты склонны предпочитать более мощные двигатели, такие как B16, D16 обладает значительным потенциалом для тюнинга.

Основными недостатками D16 являются его небольшой объем и ограниченная производительность в базовой комплектации. Тем не менее, если вы готовы вложиться в тюнинг, можно достичь впечатляющих результатов. Например, мы видели несколько двигателей D16, развивающих мощность около 500 л.с., а некоторые модификации достигают и 700 л.с.

Один из наиболее эффективных способов увеличить мощность — это установка турбонаддува. Благодаря низкой степени сжатия, D16 хорошо реагирует на модификации с принудительной подачей воздуха.

Однако для получения заметного прироста мощности только с помощью простых навесных модификаций будет недостаточно. Некоторые возможные пути тюнинга включают установку более производительных коллекторов, улучшение системы впуска и выхлопа, а также модернизацию распредвала и топливной системы.

Если вы готовы инвестировать значительные средства, можно перейти к более глубоким изменениям: установке кулачковых механизмов, титановых клапанов и увеличению диаметра клапанов.


Турбонаддув и наддув

D16 является отличным кандидатом для установки турбонаддува благодаря своей доступности и низкой цене. Однако для этого важно выбрать качественный блок и провести проверку компрессии, чтобы избежать поломок при установке турбины.

Существуют предложения для турбонаддува, которые могут увеличить мощность до 350-500 л.с., и такие компании, как CXRacing, предлагают комплектующие по разумным ценам. Для тех, кто заинтересован в установке нагнетателя, лучшие варианты обычно предлагают Kraftwerks и Jackson Racing.


Общие проблемы и техническое обслуживание двигателя Honda D16

Как и большинство двигателей Honda, D16 славится своей надежностью. Однако, как и любой другой двигатель, он требует регулярного обслуживания. Важно следить за состоянием масла и при необходимости устранять утечки.

Если планируется установка турбонаддува или других серьезных модификаций, важно помнить, что это может повлиять на срок службы двигателя. Тем не менее, если вы будете проводить обслуживание у опытных специалистов, D16 будет служить долго.


Двигатель Honda D16 — это надежный и доступный выбор для тюнинга. Если вы хотите улучшить его производительность, существует множество модификаций, от установки турбонаддува до более глубоких технических изменений. Главное — подходить к модернизации с умом и не забывать об обслуживании.

Благодарим за внимание к нашему руководству по двигателю